Основные вехи развития села Нуча

 Наиболее раннее упоминание о «деревне на Нуче» находится в грамоте Лжедмитрия II арзамасскому воеводе М.И. Солнцеву-Засекину от 8 октября 1610 г. Однако, поселение существовало и во время похода царя Ивана IV (Грозного) на Казань. Оно было большим мордовским селом, и царь поделил его между несколькими «свияжскими сидельцами», т.е. стрельцами, которые год провели в осаде в Свияжской крепости в устье реки Свияги при впадении в Волгу в 40 километрах от Казани.

 В 1627 году часть села была подарена царем дворянину Левашову Федору Васильевичу за Московское осадное сидение. В 1646 году частью селения владел Жуков Василий Иванович, а частью – Соловцов Яков Павлович. В ней было 48 крестьянских и бобыльских жилых дворов.

 В 1751 году в селе проживали 657 душ мужского пола и 527 душ женского пола. Дети крепостными душами не считались.

 В 1784 году селом владели Левашов Василий Яковлевич, имевший 526 крепостных душ, Петр и Александр Ивановичи Ивановы, Мантуров Федор Васильевич, Татищев Петр Васильевич.

 В 1815 году частью села владел Мантуров Михаил Васильевич – сподвижник преподобного Серафима Саровского.

 Есть косвенные исторические сведения о посещении А.С. Пушкиным в 1830 году с. Нучи и встрече его со своими друзьями дворянами Левашовыми.

 В 1858 году нучинские помещики имели: Левашов Василий Николаевич – 62 двора, вдова Элеонора Левашова – 29 дворов, Юрагина Фива Алексеевна – 3 двора.

 Фамилии помещиков Мантуровых в списке владельцев села не встречается по той причине, что Федор Васильевич продал имение в деревне Шпага Элеоноре Левашовой, а Михаил Васильевич продал имение в Нуче Василию Николаевичу Левашову.

 При раскрепощении крестьян в 1861 году помещиком Левашовым Валерием Николаевичем передано крестьянам 400 десятин земли и помещицей Левашовой Элеонорой – 247 десятин.

 В 1890 году в селе было 133 двора, в которых проживали 425 душ мужского пола и 492 – женского пола. Левашовы владели селом и землями при нем до революции 1917 года.

 Село относилось к крупным селам Ардатовского уезда и по переписи 1915 года в нем проживали 2061 человек. Оно имело и второе название – Спасское.

 В селе было две ветряных мельницы и несколько маслобоен. Крестьяне села занимались хлебопашеством; среди промыслов преобладали: маслобойный, производство кирпича, плетение лаптей, которыми снабжались еще и Воронежская, Тульская, Витебская губернии. С середины 19 века крестьяне Нучинской волости в большом количестве нанимались пастухами в южные губернии России.

 После раздела Ардатовского уезда в 1924 году и создания волостей, в 1925 году был образован Нучинский сельский Совет Ардатовской волости Арзамасского уезда с центром в с. Нуча.

 В 1929 году при образовании самостоятельного Ардатовского района Нижегородского края Нучинский сельсовет сохранился. В сельский Совет входили селения: с. Нуча, с. Круглово, д. Липелей.

 В 1930 году в Нуче создается колхоз «Серп и молот», с 1935 года – колхоз назывался «Вперед».

 К началу 30-х гг. село разрослось до 400 дворов. В послевоенные годы жизнь в селе была крайне тяжелой. В 1946 г. случилась страшная засуха. Население стало покидать село и уезжать в города.  В 1960 г. село электрифицировали. В 70-х годах XX века село Нуча было отделением совхоза «Кругловский».

 До 1976 г. в селе была начальная школа. В 1976 г. школу закрыли, так как в ней осталось только три ученика. По данным обследования 1978 г., в селе числилось 43 хозяйства, проживало 116 человек (56 мужского и 60 женского пола).

 В 1992 году был образован Кругловский сельский Совет, в который территориально вошло с. Нуча. В это время была проложена асфальтированная дорога до центральной усадьбы и проведен водопровод.

 В 1992 г. в селе было 26 хозяйств, проживало 44 человека (24 мужского и 20 женского пола). В 90-е гг. в селе имелись магазин (здание 1920 г. постройки), клуб (1948 г. постройки). Ближайшая к селу начальная школа находилась в д. Липелей (2 км). Ближайшие Фельдшерско-акушерский пункт, детский сад, средняя школа, Дом культуры, библиотека, почтовая контора находились в с. Круглове (4 км).

 В 2011 году село Нуча вошло в объединенный Стексовский сельский Совет.

 Особенно большое значение село Нуча имеет в православном мире и связано это со святым преподобным Серафимом Саровским, Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским женским монастырем и нучинскими помещиками братом и сестрой Мантуровыми.

 В начале XIX века часть села по наследству досталась молодым сиротам-помещикам Михаилу и Елене Мантуровым. Встреча с преподобным Серафимом радикально меняет их жизнь.

 Михаил Васильевич, чудесно исцеленный старцем, принимает на себя подвиг самопроизвольной нищеты и по благословению преподобного Серафима продает имение в Нуче и переезжает на жительство в село Дивеево. Позже на вырученные от продажи имения средства он пристраивает к паперти Казанского храма в Дивееве две церкви (во имя Рождества Христова и во имя Рождества Богородицы), а также покупает земельный участок под Троицкий собор будущего монастыря (необходимые документы ездила оформлять его сестра Елена), где ныне почивают мощи преподобного Серафима.

 Михаил Мантуров становится самым близким и любимым учеником старца Серафима – Мишенькой – как величал его преподобный. Елена Мантурова (причислена к лику святых в 2001 г. как преподобная Елена Дивеевская) добровольно умерла вместо своего смертельно заболевшего брата «за святое послушание старцу».

 В Нуче долгое время сохранялись могилы Василия и Екатерины Мантуровых – родителей преподобной Елены и Михаила Мантуровых, однако в годы горбачевского развала и беспредела они были разрушены, как и родовые захоронения Левашовых.

 Если возрождение православия на Руси связывают с Дивеевом, с его знаменитым монастырем, то становление монастыря финансово в своей основе восходит к селу Нуча, Ардатовского района (уезда в XIX веке), Нижегородской (области) губернии.

 В 80-е гг. 18 столетия на средства первоначальницы Дивеевской общины – преподобной матери Александры (Мельгуновой) возобновляется нучинская церковь.  Саровский краевед В. Степашкин убедительно доказывает, что преподобный Серафим Саровский был в Нуче в июне 1787 года на освящении Никольского придела местного Спасского храма.

 Таким образом, церковь Всемилостивого Спаса в селе Нуча – это единственный, насколько нам известно, храм, освященный при участии преподобного батюшки Серафима Саровского.

Ο названии «Нуча»

 В мире есть много географических названий, включающих топоним Нуча, от Индии до Африки и Америки, но самое удивительное, что слово «нуча» в якутском языке обозначает белого человека и к русским в Якутии, судя по литературным произведениям, могут обратиться следующим образом: «Ну, что, друг мой, нуча!». Слово «нуча» очень распространено в Забайкалье. Примечательно, что в Забайкалье существует речка Нуча с потрясающе чистой водой, левый приток Селигдара (Селигдар -– река длиной 105 км.).

 

 На основе материала:

1. «Серафим Саровский. Дивеевская обитель. Нучинские помещики Мантуровы». – Ардатов: Администрация Ардатовского муниципального района Нижегородской области, 2018. – 14 с.

2. Офицеров Е.Н. Околица памяти. Опыт краеведческого очерка (рукопись).

Исторические сведения ο церкви в селе Нуча. 

 Церковь святителя Николая Чудотворца построена приблизительно в 1664 году (эта дата значится на напрестольном кресте).

 В январе 1697 года из Патриаршего казенного приказа был выдан антиминс в село Спасское к освящению «новопостроенной» церкви Спаса Всемилостивого.

 К 1797 году Спасская церковь с. Нучи требовала ремонта: «В церкви чистоты мало потому, что со стен валится всегда известка... в храме с полуденной стороны на стене имеется щель и снаружи, и по всей Церкви и на колокольне штукатурка вся отпала».

 В 1822-1827 годах был сделан капитальный ремонт: «Церковь ... перестроена тщанием прихожан и помещика В.Я. Левашева... Зданием каменная с таковою же колокольнею и ограда таковая же ... Престолов в ней три…».

«Церковь сия отличается иконостасом, прекрасно вызолоченным и весьма хорошей живописью, также и по стенам благолепно украшена ... Священно-церковнослужители живут между собою и прихожанами мирно. По приходо-расходным книгам и всем вообще церковным документам замечается тщание и порядок священника с причтом» // (Объездной журнал по обозрению церквей Ардатовского уезда за 1856 г.).

 «Церковь первоначально построена когда и кем неизвестно. В 1827 г. перестроена тщанием прихожан, а в 1868 г. распространена также тщанием прихожан. Зданием каменная, крепкая, вокруг коей ограда каменная же, колокольня, за уничтожением старой, по случаю перестройки церкви, создана с 1869 г. новая каменная же, в 1884 г. устроена между церковью и колокольнею каменная паперть, но окончательно еще не отстроена; в 1881 г. к двум сторонам колокольни сделана каменная прикладка ограды, взамен разломанного места… Престолов в ней три... Утварью достаточна… Причта состоит налицо: священник и диакон» // (Ведомость о церкви Всемилостивейшаго Спаса Происхождения честных древ Животворящаго Креста Господня, Ардатовскаго уезда, с. Нучи за 1884 год).

 «В 1881 году пристроена каменная паперть; в 1895 г. деревянныя, обшитыя железом крыша и пять глав на настоящей холодной церкви по ветхости заменены новыми. Иконостас в настоящей церкви добавлен в 1899 г. резьбой и резьба позолочена в 1902 г. … Престолов в ней четыре... Четвертый в первом ярусе колокольни над папертью (1897 г. 21 сентября освящен) престол во имя Казанской Божией Матери» // (Ведомость о церкви Всемилостиваго Спаса Ардатовскаго уезда за 1902 год).

 Церковь окружала красивая кованая ограда на кирпичном основании с чугунными столбиками (творение местных умельцев – И.А. Чистова с отцом), на каждом из которых сидел голубь (литье Кулебакского металлургического завода). При храме была церковно-приходская трехклассная школа, и все дети поголовно должны были ее закончить. Перед первой мировой войной предводитель ардатовского уездного дворянства князь И.Д. Звенигородский докладывал на заседании Земского собрания, что в уезде покончено с неграмотностью.

 «В приходе Спасской церкви с. Нучи в январе, феврале, марте, октябре, ноябре, декабре 1902 года было 32 собеседования. Разъяснялось значение Святых Таинств в жизни христианина и совершавшихся при них обрядах; рассказывалась история установления праздничных событий, объяснялись Символ Веры, молитва Господня и 10 Заповедей Закона Моисеева. Собеседования велись изустно и при посредстве чтения. Слушателей было от 20 до 750 человек» // (Ведомость о ведении внебогослужебных собеседований в одноклировом приходе с. Нучи 1-го благочиннническаго округа Ардатовскаго уезда за 1901 год).

 «Наиболее ревностно заботились о церковных школах в своих приходах и наиболее успешно преподавали в них Закон Божий следующие священники-законоучителя: по Ардатовскому уезду Нучинский – Павел Похвалинский… между диаконами и псаломщиками есть лица достаточно сведущие в школьном деле, и главное, преданный ему. Таковы: в Ардатовском уезде - ... преподаватель пения в Нучинской школе – диакон Владимиров, ученики коего не только твердо знают простые церковные напевы, но хорошо исполняют по нотам немало песнопений» // (Нижегородские епархиальные ведомости № 4 15 февраля 1902 г.)

 «Церковно-приходская школа в с. Нуче учреждена в 1893 г. и земская начальная в деревне Липелеях учреждена в 1912 г. Мальчиков 40, девочек 43» // (Клировые ведомости церквей 1-го благочиния Ардатовскаго уезда за 1916 год).

 «В первый год по отделении Церкви от Государства отношения некоторой части населения к православной церкви были враждебные и недобрые, но зато общая опасность угрожаемая церкви со стороны атеизма и неверия тесно сблизила верных вокруг своей Матери церкви... Святые Тайны принимаются» // (Отчет о состоянии приходов 1-го Благочинническаго округа Ардатовского уезда за 2-ю половину 1918 и 1919 годы).

 «О настроении духовенства надо сказать, что оно не всегда благоприятствовало успешной пастырской работе. Постоянное опасение ложных доносов и всяких неприятностей, служба в разных учреждениях ради пайка, или безопасности, постоянные заботы о куске хлеба, тяжелый физический труд, иногда недоедание, все это вместе взятое часто создавало какое-то подавленное настроение. Лишь пастыри твердые духом, не взирая на внешние условия, могли исполнить с должным воодушевлением и непреклонностью свои обязанности...» // (Годовой отчет епископа Ювеналия по управлению Павловским и Ардатовским уездами Нижегородской епархии с 4 мая 1920 г. по 4 мая 1921г.).

Подворье монастыря Флорищева Пустынь Выксунской епархии Московской патриархии.
607132, Нижегородская обл., Ардатовский район, с. Нуча, ул. Луговая, 9
тел.: 8-987-086-22-92,   эл. почта: ny4aa@mail.ru